19:56 общественный разлом как рабочая площадка психолога | |
"Откликнитесь, есть ли у кого детский стульчик для кормления 10-месячного младенца и ненужная детская кроватка? требуется временно для семьи из Крыма, которую сейчас приняла наша семья" - такими объявлениями пестрят сейчас ленты в фейсбуке. И когда читаешь слово "временно", честно говоря, не очень-то веришь. Кто-то стал беженцем, иных убили, этих поставили на колени в воинских частях на солнечном полуострове. Многие выучили гимн, и это теперь их молитва. Люди негодуют и отказываются понимать происходящее. Упрекают силовое министерство, отдельных персон. Упрекают конкретно Арсена Авакова. Но Аваков один, а число зверя намного больше. (Я надеюсь, вы понимаете, что это метафора, а не религиозный возглас). Поэтому сейчас каждый для себя может решить, что ему делать. Потому что быть взрослым - это умение принимать самостоятельные решения про себя и что-то делать самому. И это сигнал не только донецким. Если человека убивают просто за то, что он человек, даже не так - если человека просто убивают, причем делают это убийственно просто, это сигнал о том, что общество поразила болезнь, наихудшая из возможных. Что делаю я? Я сейчас работаю с группой из 30-ти психологов. Мы осваиваем тему "Психолог в кризисном обществе". Где изыскивать собственный ресурс, ресурс клиента, что делать с ценностными разломами между психологом и обратившимся к нему, если такие разломы имеются, как при этом обстоят дела с этическими установками специалиста и что происходит с его внутренней экологией и целостностью? Как правильно отследить психические феномены, которые касаются состояния клиента и сопровождают консультативное взаимодействие, каким инструментом пользоваться, когда и к кому обращаться за супервизией, как организовать интервизионную взаимопомощь? Эти вопросы сейчас решаем и на теоретическом, и на прикладном уровне. Замечу, что организация такой работы - это официальная позиция Министерства образования и науки Украины, письмо от 11.03.14 №1/0-135 за подписью зам.министра О.С.Днепрова. Дело остается «за малым» - построить диалог с теми специалистами, которым очень долго внушалась фраза, что школа и психолог, мол, отделены от политики, и которые считают психологическую помощь в теперешнее время политическим актом. (Замечу, что внушения были произведены как раз теми властными фигурами в образовании, которые сами четыре года назад вприпрыжку торопились стать членами одиозной партии, правление которой и привело сейчас к тому, что все мы видим. Но это к слову, так как речь здесь идет не о лукавстве власть придержащих и примазавшихся к ним отраслевых менеджеров). Итак, о чем же диалог? А он как раз о том, что надо бы вспомнить предмет работы психолога, т.е. то, с чем психолог имеет дело. Напомню, что психолог работает с душой (если хотите по-научному - с психикой.) И если эта человеческая душа ранилась о то, что мы называем политикой, или о то, что мы называем гражданскими процессами, то забота психолога о таких ранах не обозначает его, специалиста, политической или гражданской активности, а только прямую профессиональную обязанность. При этом не исключается, что психолог как личность может иметь политические симпатии или быть активным гражданином, так как личностные свободы, закрепленные конституционно, не могут быть попираемы никем и ничем. Последнее не обсуждается. Как не обсуждается и оказание психологической помощи людям, обратившимся за таковой в кризисный период для страны и личности. А вот неаргументированный отказ от предоставления такой помощи обсуждается. Он обсуждается в профессиональном сообществе вплоть до этической комиссии и касается причин отказа и тех негативных последствий для клиента, которые повлек или мог повлечь за собой подобный отказ. Напомню, что психолог в случае невозможности оказания услуги обязан передать клиента другому специалисту и убедиться в том, что клиенту предоставляется эффективная и своевременная помощь. Также напомню возможные причины для отказа и переадресации. Этими причинами могут быть должностные предписания (круг лиц и предоставляемых им услуг), недостаточная компетентность, двойные отношения, нересурсные состояния психолога, ценностные и мировоззренческие конфликты. Я надеюсь обсудить этот материал с коллегами, поэтому оставляю открытым список причин для отказа, а также перечень механизмов передачи клиента другому специалисту. Также мне хотелось бы получить обратную связь по своей заметке, а еще определить зону профессионального развития для психолога, которая может быть обозначена как все то, над чем сейчас стоит работать в профессиональных сообществах, начиная от инструментария внешнего и заканчивая инструментарием внутренним, т.е. собственно душой самого специалиста. Также имею надежды на то, что в это непростое для всех нас время украинские психологи смогут подтвердить для себя и для всего мира свой профессионализм и свою нужность. (Статья написана на русском языке для предоставления возможности ознакомления с ней также носителями русского языка). ©Т.Арт | |
|