11:52 Почему дети выбирают смерть? | |
Эта статья есть откликом автора на череду последних необъяснимых детских смертей. В Украине и странах ближнего зарубежья за период конца января – начала февраля этого года было совершено критическое число детских суицидов и попыток суицидов. Только в Киеве за одну неделю их было пять. Видеокамера зафиксировала спокойное улыбающееся лицо одного из погибших, 10-летнего мальчика, который почти торжественно взошел на балкон 15 этажа, снял обувь, аккуратно поставив ботинки рядом, и сначала выбросил с балкона телефон, а потом спрыгнул сам. Киберполиция связывает эти случаи с действием деструктивных групп. Как они говорят, похоже, что концепция смерти с подачи таких групп сейчас поменялась. В отличие от мрачной атмосферы «Синего Кита» и ему подобных, нынешняя ситуация выглядит иной – дети идут на смерть в ином состоянии духа, как будто за чертой их ждет что-то очень заманчивое и прекрасное. Также в сети сейчас рассматривается версия влияния на психику детей популярного аниме "Тетрадь смерти" и производных от него экранизаций фильмов. В связи с этим продолжает мусолится тема, что в хороших семьях дети не самоубиваются. К сожалению, должна отметить, что последняя волна детских самоубийств, совершенных «с улыбкой на устах», касается как раз весьма и весьма благополучных семей, где было много любви и хороший контакт между родителями и детьми. С некоторыми из этих мам я общалась лично. Так что «удобный вариант» «списать» трагедию на родителей тут «не канает». Могло ли такого рода аниме довести детей до гибели? Мое мнение - могло. Тема смерти всегда очень притягательна. В нашей культуре, где тема смерти табуирована, дети будут всегда выравнивать баланс. Любая художественно привлекательная подача смерти роняет в душу ребенка зерно, которое потом прорастет. Особенно в случаях, когда нет прямых директив, ведь подростки очень не любят директивный подход. А вот такое мягкое, эриксонианское внушение темы для них как раз «в пору». А еще подростки очень реагируют на "культурную пустоту". Если ниша смерти и самоубийств в культуре не заполнена, они заполнят ее собою. Как специалист, который консультирует подростков по этой теме, могу утверждать, что это не моя личная фантазия, а выводы, полученные в работе. Самым важным здесь остается исконный вопрос «что делать?». Использовать былые ответы – «любить своих детей», «строить доверие», «ограничить интернет», боюсь, уже не получится. Любить – мало. Контролировать – неэффективно. Как бы мы не любили своих детей, мы не в силах заместить внутреннее содержание их души. Дети – не производные от нас. Одним из массовых заблуждений есть представление о том, что дети и старики не имеют своей самостоятельной психики, что содержание психики детей представляет собой некоего «гуся фуагра» - чем начинишь, то там и будет. Но это в корне не верно. Дети есть аутентичные, отдельные личности, со своими персональными особенностями и задачами возраста. А также, как мы это сейчас уже понимаем, со своими задачами социальной реконструкции соотношения таких важных в социуме тем, как жизнь и смерть. Подростки – очень чувствительный рычаг для переключения внимания общества на вытесняемые и табуированные процессы. Культура смерти у нас, в отличие от той же Японии или Китая, носит печать запретности, а прикосновение к темам горя, потерь, печали и трансцедентности считаются в обществе чем-то чуть ли не неприличным. До тех пор, пока это будет оставаться так, дети будут вытаскивать это тему на свет божий по своему разумению. Похоже, что нынешняя ситуация с детскими смертями ставит перед нами уже не только личностные и семейные, но и социокультурные задачи, которые так или иначе придется решать. (Текст написан на русском языке из расчета также и на русскоязычную аудиторию) #Tatiana_Art https://www.facebook.com/lifenews.ru/photos/a.215245715164129/4019591648062831/ … Запрошую до роздумів: https://www.facebook.com/psytetianaart/posts/4085015434850854 Тетяна Артеменко | |
|
Всього коментарів: 0 | |